5


Тарифооборазование органами местного самоуправления.

За органами местного самоуправления поселений закреплена обязанность устанавливать:

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации осуществляют постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в настоящем Законе мер социальной защиты граждан. Также в соответствии с законом органы местного самоуправления принимают муниципальные программы ресурсосбережения, установки индивидуальных приборов учета и регулирования объема потребления ресурсов, в том числе воды, газа, тепловой энергии, и осуществляют реализацию этих программ.

Организации жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие жилищные и коммунальные услуги, участвуют в реализации вышеуказанных программ. Эти организации обязаны принимать меры по применению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, повышению качества своих услуг, снижению расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг (ст.15.2  Основ федеральной жилищной политики).

Норма носит декларативный характер и на практике реализуется только в некоторых муниципальных образованиях.

Основы ценообразования утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004  №89 и предусмотрели правила регулирования следующих цен и тарифов:

  1. цены на жилье, включающие:

  2. цены на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов (далее – цены на услуги по содержанию жилья);

  3. цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

  4. цены за наем жилого помещения, находящегося в государственном и муниципальном жилищном фонде (далее – цены за наем жилья);

  5. тарифы на коммунальные услуги (в отношении тарифов, которые не регулируются в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О естественных монополиях»), включающие: тарифы на услуги по водоснабжению; тарифы на услуги по водоотведению; тарифы на услуги по централизованному отоплению; тарифы на услуги по горячему водоснабжению; тарифы на поставку твердого топлива; тарифы на услуги по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах; тарифы на услуги по электроснабжению.

Основы определили следующие принципы установления цен и тарифов:

  1. баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей;

  2. доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

  3. компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

  4. открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения;

  5. раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.

Основным методом установления цен и тарифов признан метод экономической обоснованности расходов. Состав расходов, включая расходы, связанные с возвратом привлеченных заемных средств, и оценка их экономической обоснованности должны определяться согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса с учетом перечня работ по текущему ремонту общего имущества жилых домов, утверждаемого Правительством Российской Федерации. К дополнительному методу отнесен метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.

Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Заключение независимой экспертизы должно содержать:

Постановлением Прательства РФ от 17.02.2004 года утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, согласно которым оплата жилья включает в себя внесение платы:

1. За содержание жилья, которое состоит из:

Примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, утверждается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

2. За ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, согласно приложению.

3. За наем жилого помещения – для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

Органы местного самоуправления  с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья.

 Размеры платы за содержание жилья, за ремонт жилья, определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения.

 Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета или по нормативам потребления.

Постановлениями Правительства РФ от 26.08.2004 года №441, от 29.08.2005 года №541 утверждаются федеральные стандарты:

  1. предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации устанавливаются их размеры по субъектам Российской Федерации;

  2. стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц в среднем по России и по субъектам.

Стандарт предельной стоимости является величиной расчета размеров финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации  за счет средств федерального бюджета, по  расходам на содержание и ремонт жилья, а также на предоставление коммунальных услуг с учетом федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 процентов.

Также в целях обеспечения бездотационного режима финансирования жилищно-коммунального хозяйства, перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 года №444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» определено завершение перехода к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости ЖКУ и перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета в течение 2005 года.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для осуществления указанных мер по социальной защите граждан ежегодно должны предусматривать в консолидированных бюджетах в необходимых объемах средства на эти цели с учетом финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета.

Таким образом, через финансовую федеральную помощь бюджетам субъектов государство пытается стимулировать отказ от дотаций коммунальным предприятиям из бюджета в связи с занижением тарифов на их услуги для компенсации сдерживания роста цен на услуги гражданам. При этом ограничение федеральными стандартами размера федеральной помощи предполагает компенсацию увеличения роста платежей граждан, неизбежного при таком отказе, из региональных и местных бюджетов в виде социальной помощи. Однако, далеко не везде регионы и муниципалитеты используют этот подход, сохраняя перекрестное субсидирование и(или) дотируя свои коммунальные предприятия на издержки, образующиеся в связи со сдерживание тарифов на их услуги.



Помощник межрайонного прокурора


юрист 2 класса В.Ю. Кондратьев